Социально-психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Деятельность социально-психологической службы школы ориентирована как на учащихся, так и на административных и педагогических работников, их социально-психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья.
Основной целью деятельности службы является социально-психологическое сопровождение, личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, а также социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Комиссия службы входят: социальный педагог, психолог, заместитель директора по воспитательной работе, медицинский работник школы.
Основные направления деятельности социально-психологической службы
Основными направлениями деятельности социально-психологической службы являются:
- практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы социально-психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам родителей, учащихся и педагогов школы;
- прикладное направление: создание системы повышения социально-психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения социальным и психологическим знаниям и навыкам всех участников педагогического процесса;
- научно-исследовательское направление: в соответствии с целями службы - разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве с психологом и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность.
Виды деятельности:
Социально-психологическое просвещение - приобщение взрослых (учителей, родителей) и детей к социально-психологическим знаниям.
Социально-психологическая профилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
Психолого-медико-педагогический консилиум.
Социальная и психологическая консультация (индивидуальная, групповая).
Социальная и психологическая диагностика - выявление особенностей социального и психологического развития ребенка, сформированное™ определенных социальных и психологических новообразований, соответствия уровня развития умений; знаний, навыков личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.
Направления деятельности социально-психологической службы
Виды работ
Формы работ
Сроки
Примечание
Составления списков учащихся нуждающихся учащихся в
ПМПиСП
Всеобуч
ознакомление со службой СПС школы.
сентябрь
Администрация школы
Консультирование, групповое и индивидуальное родителей по вопросам:
разрешения проблемных жизненных ситуаций,
снятия стресса, воспитания детей в семье,
взаимоотношений с педагогами,
проблемы взаимоотношений между учащимися в классе, проблемы обучения.
Консультационная работа
Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость, и успеваемость;
в течении года
Наблюдение за учащимися Кл. руководитель, соц. педагог, педагог –психолог.
Консультирование учащихся.
Основные проблемы – трудности во взаимоотношениях,
непонимание родителями проблем детей.
отношения с противоположным полом,
учеба
По четвертям
Педагог-психолог
Консультирование педагогов по вопросам возникающих трудностей во
взаимоотношениях детей в коллективе, успеваемость,
взаимоотношения педагогов в коллективе.
по запросу, в течении года
Педагог-психолог
Диагностическая работа по выявлению
Социально-педагогическая диагностика с целью выявления
социально-психологических характеристик учащихся,
особенностей педагогического процесса и семейного воспитания, индивидуально-психологических характеристик, связанных с социальным взаимодействием,
В течение года
Диагностика учащихся с личностными и поведенческими проблемами. Изучение взаимоотношений в семье
По запросам
Педагог-психолог, социальные педагоги
Консультации по результат. диагностики
Диагностика уровня школьной тревожности
Педагог-психолог
Консультации кл. руководитель
С детьми «группы риска» и с детьми, состоящими на различных учетах и ВШУ.
Проведение индивидуальные беседы, тестирование на предмет агрессии и враждебности, (проективные методики на выявление внутрисемейных отношений и отношений между учащимися в коллективе)
В течении года
Профилактическая работа
Социально-педагогическая профилактика направлена на предотвращение негативного воздействия социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения.
Классные часы по формированию успешной адаптации в школе.
Беседы среди учащихся среднего и старшего звена, направленные на профилактику негативных явлений (курение, алкоголь).