Социальный педагог: Захаров Гаврил Васильевич
Педагог-психолог: Дабдасов Александр Анатольевич
Укрепление связи семьи и школы
В этом направлении школа работала по укреплению взаимосвязи «Семьи и школы».
Были изучены семьи учащихся, их социальный состав - на начало 2014-2015 учебного года насчитывалось 7 комплект классов, с общей численностью 73 чел, на конец учебного года 66 обучающихся.
№ п/п |
Статус семьи |
2015-2016 уч.год |
1. |
Полные семьи |
13 |
2. |
Матери одиночки |
5 |
3. |
Отцы одиночки |
1 |
4. |
Многодетные семьи |
8 |
5. |
Малообеспеченные семьи |
30 |
6. |
Семьи с опекаемыми детьми |
- |
В ходе изучения социального состава семей было выявлено
- уменьшение количества многодетных семей;
- увеличение числа неполных семей;
- рост количества малоимущих семей, что влечет в свою очередь рост правонарушений среди детей и подростков.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЬИ
№п/п |
Статус семьи |
2015-2016уч.год |
1. |
Рабочие |
12 |
2. |
Служащие |
5 |
3. |
Не работают или не имеют постоянной работы |
5 |
4. |
Пенсионеры и инвалиды |
5 |
5. |
Предприниматели |
1 |
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
№п/п |
Образование |
2015-2016 уч.год |
1. |
Имеют высшее образование |
5 - 9% |
2. |
Среднее специальное |
48 - 85% |
3. |
Среднее |
3 - 5% |
4. |
Неполное среднее |
- -%; |
Большое внимание в нашей школе уделяется вопросам семьи, так как контингент родителей и учащихся состоит из числа малообеспеченных, неблагополучных, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на учете и т.п. За этот учебный год классные руководители посетили практически все семьи, нескольким семьям была оказана адресная помощь, психологическая поддержка со стороны школы (индивидуальные консультации психологов с учащимися и их родителями). На родительских собраниях большое внимание уделялось вопросам правового и гражданско-патриотического воспитания, профилактике правонарушений, здорового образа жизни для детей и родителей, велась разъяснительная работа по первичной постановке юношей 1999 г.р. на учет в городской военкомат ( 5 чел), поднимались вопросы досуга и занятости во внеурочное время. В течение года проводились рейды совместно, ПДН, ОП по семьям учащихся, состоящих на профилактическом учете (на конец мая 2016- 14 уч).готовятся к снятию с учета МКДНиЗП в июне месяце 2016 года 4 – учащихся.
В течение года велась работа с родителями, целью которой было дать психолого-педагогические знания через родительские собрания, консультации администрации школы, классных руководителей, психолога, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, родительские лектории, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья.
Состав Родительского комитета в МОБУ «Вилюйская О(С)ОШ»на 2015-2016 уч.год
№ |
Ф.И.О. |
Место работы, должность |
Должность в родительском комитете |
1. |
Петрова Ольга Аркадьевна |
с. Староватовод\сад «Одуванчик» воспитатель |
Председатель |
Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано немало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать – уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом, нежелание развиваться творчески, физически, интеллектуально, что в свою очередь влияет на рост правонарушений среди детей и подростков, необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями.
В 2016-2017 учебном году особое внимание надо уделить работе родительского всеобуча, администрации школы поставить на контроль организацию работы с родителями, эффективность которой помогает решить ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков.
Выводы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся
за 2015-2016 учебный год
- Охват обучающихся.По сравнению с предыдущими годами при анализе отмечается увеличение работы с родителями и проведение групповых тренингов среди обучающихся, т.к. по сравнению с 1-ым годом работы данная работа является систематизированной, но по результатам отмечается в сторону ухудшения, т.к. количество обучающихся состоящих на учете в группе риска в 2014-2015, 2015-2016 учебном году увеличилось, в связи с вновь поступившими обучающимися, которые ранее уже состояли на учете в предыдущей школе.
- В результате этого проведенного исследования выявляется актуальность проблемы по сниженной и низкой мотивации к обучению, т.к. оно составляет примерно от 43 - 49 % от общей суммы (по средней и высокой мотивации) из числа опрошенных обучающихся (за 5 лет наблюдения).
- При диагностике уровня тревожности в этом учебном году установлено из 67 опрошенных 44% обучающихся с низким уровнем тревожности; из них 34% и 22% с средним и высоким уровнем тревожности. Это говорит о том, что у 37 % обучающихся отмечается уровень тревожности, здесь сказывается обновление контингента обучающихся и адаптация к новым условиям образовательного процесса среди 22% с высокой тревожностью можно назвать и выпускников, которые переживают предэкзаменационный этап.
- Темперамент. На показатели успеваемости может быть повлияло преобладание сангвиников из числа обучающихся, т.к. они самые общительные и в силу своего темперамента имеют высокую отвлекаемость, и сниженную мотивацию к обучению, чаще всего попадают под влияние других. Неустойчивость холериков не способствует контролю над своими эмоциями, в порыве гнева они дезорганизуют учебный процесс, так же можно отметить акцентуации характера Гипертим почти у половины опрошенных выявлен такой психотип, охарактеризуются тем, что чересчур веселы, бодры, общительны, праздничны и тем самым каждый день ищут веселья.
- По индексу агрессивности реакций т. Айзенка самооценка психологической состоянии выявилось, что более 40% имеют склонности к агрессии. Тут скорее сказывается низкий уровень социальной защищенности (состоящие на учете ВШУ, ПДН, КДН, УИИ; неблагополучные семьи, материальные проблемы, отсутствие взаимопонимания в семье, конфликты).
- По результатам диагностики уровня самооценки преобладает высокий уровень самооценки, за счет самостоятельности и самоуверенности обучающихся (большинство работающие и некоторые вынуждены обеспечивать сами себя).
- Индекс жизненной удовлетворенности выявляет преобладание высокой и средний уровень удовлетворенности, т.к. социальный уровень семей обучающихся составляет считающих себя средним классом и идет уменьшение вновь поступающих в школу из неблагополучных семей.
- Более выраженные черты характера по Шмишеку у наших детей на 1 месте эмоционально-цикличные, они склонны к перепадам настроения, резкий переход от уверенности и оптимистичности к подавленности и пессимистичности. На 2 месте экзальтированность таким ученикам присуща порывистость, полярность чувств (любовь и ненависть, восторг и отчаяние), восторженность. На 3 месте оптимистичность – это личности с высокой жизненной активностью, их основная черта постоянное пребывание в хорошем настроении, лишь изредка омрачаемом вспышками гнева в ответ на противодействие окружающих, им характерны высокая контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция. Эти типы акцентируют их поведенческое направление, что способствует снижению успеваемости.
- Тестирование попрофориентация проводится среди 9-х и 11, 12-х классов и результат показал повышение заинтересованности к выявлению профпригодности.
Подводя итоги проделанной работы пришли к выводу, что психологическое сопровождение наших учеников дает далеко нестабильные, но положительные результаты со слабой тенденцией.
Мы считаем, что развитие совершенствования психолого–педагогической коррекции и социальной реабилитации обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одним из возможных факторов к повышению уровня повышения мотивации и успеваемости обучающихся нашей школы.
Основные проблемы школы и дальнейшие пути развития.
Основными проблемами школы на данном этапе является низкий базовый уровень знаний обучающихся, поступающих в школу, длительный перерыв в обучении, разновозрастность, социальная запущенность. Всё вышесказанное является главной причиной низкого уровня качества образования.
Перед администрацией школы и педагогическим коллективом стоят задачи:
- обеспечение организационных условий для создания коллективного управления качеством образования, усовершенствование нормативных документов по обеспечению внутришкольного управления качеством образования и оценки результатов труда педагогов;
- переориентация сознания педагогов на работу по повышению качества образования;
- создание условий для реализации потребностей педагогов к развитию и саморазвитию;
- способствовать тому, чтобы каждый ученик (вне зависимости от своих психофизиологических способностей) мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения;
- совершенствование общественного управления: привлечение родителей к соуправлению школой, образовательным процессом. Изучение запросов родителей и учащихся, их психолого-педагогическое просвещение;
- формирование системы оценки качества образования.